Гжель: цвет вдохновения — синий. Но не только

0 144

Гжель: цвет вдохновения — синий. Но не только

Скульптура «Чаепитие». 1978. Автор Л.П. Азарова. Производственное объединение «Гжель». Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Гжельская керамика — хрестоматийный пример старинного народного промысла, который в ХХ веке был полностью утрачен, а затем возрожден с нуля, причем занимались возрождением не народные умельцы, а городские историки искусства и художники

В середине XVIII века крестьяне в подмосковной деревне Гжель и окрестностях производили посуду из местной красной глины, сверху ее покрывали белой глазурью и поверх нее расписывали четырьмя красками: желтой, зеленой, синей и коричневой. Фирменными изделиями гжельских мастеров майолики были квасники и кумганы — плоские кувшины с носиком, как у чайника. Их часто украшали декоративными фигурками.

Гжель: цвет вдохновения — синий. Но не только

Тарелка с цветочной росписью. 1830-1865. Завод братьев Гулиных. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

В XIX веке гжельская керамика стала изящнее. Мастера освоили технологию производства посуды из фаянса и фарфора. Для упрощения от четырехцветной росписи отказались в пользу синей по белому фону, быстрыми мазками. Так родился стиль, который потом признают гжельской классикой. В середине XIX века Гжель становится брендом, в округе работает 120 больших и маленьких фарфоровых и фаянсовых заводов. Ассортимент и технологии постоянно обновляются, так что сине-белая продукция довольно скоро выходит из моды.

К ХХ веку Гжель проигрывает более крупным конкурентам, а уцелевшие заводы переключаются на выпуск аптечной посуды и электротехнического фарфора. В период нэпа в деревнях создаются артели кустарей — здесь вновь производят посуду и игрушки, но продукция не отличается оригинальностью.

Гжель: цвет вдохновения — синий. Но не только

Кружки в виде головы турка и турчанки. 1820-1830-е. Неизвестный частный завод. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

И лишь после войны искусствовед Александр Салтыков и художница Наталия Бессарабова возродили в Гжели промысел. Изучили музейные экспонаты и за основу взяли ту самую, простую и яркую синюю роспись, как в начале XIX века. Разработали азбуку мазков и обучили ей других художников. Так гжельский промысел пережил второе рождение.

У Всероссийского музея декоративного искусства богатая коллекция гжельской керамики — около 1,7 тыс. единиц хранения. И 700 из них представлены на выставке, прослеживающей все этапы увлекательной истории возрожденного промысла.

Всероссийский музей декоративного искусства
«Формула Гжели»
До 9 марта

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ