Ник Кейв: «Моя керамика для меня — это вопрос жизни и смерти»

0 117

Ник Кейв: «Моя керамика для меня — это вопрос жизни и смерти»

Ник Кейв в своей мастерской. Фото: Sian Davey/Michael Hoppen Gallery

Музыкант, поэт и писатель стал художником-керамистом. На выставке в Нидерландах показали серию его скульптур, которые посвящены истории дьявола и помогают рок-звезде отрефлексировать собственную жизнь и личную трагедию так, как не смогла бы музыка

Австралийский музыкант Ник Кейв прославился на весь мир лирическими балладами, в текстах которых переплетаются цитаты и персонажи Ветхого Завета, греческих мифов и американского Юга. Кейв — довольно плодовитый писатель и композитор: со своей группой Bad Seeds он выпустил 18 студийных альбомов, написал несколько сценариев к художественным фильмам, завоевавшим награды, создал ряд саундтреков к разным лентам, опубликовал два нашумевших романа, да и много чего еще успел сделать. В последнее время он с увлечением общается с поклонниками в собственном популярном блоге The Red Hand Files («Файлы „Красной руки“»), где звезду можно спросить о чем угодно: от того, как он справляется с недавней потерей в семье (второй сын Кейва Артур погиб в возрасте 15 лет, сорвавшись со скалы, а недавно музыкант потерял и старшего сына, 32-летнего Джетро Лазенби), до вопроса о том, любит ли он изюм.

Ник Кейв родился в Австралии, в городке Уорракнабил, в 300 км к северу от Мельбурна, в 1957 году. Он учился в художественном колледже, затем со своей первой группой The Birthday Party, которая считается одним из лучших постпанк-коллективов в истории музыки, отправился в Лондон, а потом в Берлин. Группа распалась в середине 1980-х годов, а Кейв вскоре основал коллектив Nick Cave and The Bad Seeds, который существует до сих пор. За эти годы ему удалось поработать со множеством знаменитостей разного калибра — от Джонни Кэша до Кайли Миноуг.

И вот теперь Ник Кейв решил попробовать себя еще в одной области искусства: он представил на суд публики серию керамики, вдохновленную стаффордширским фарфором, популярным в Викторианскую эпоху. Кейв увлекся лепкой во время пандемии коронавируса — тогда появились первые из 17 раскрашенных вручную скульптур, рассказывающие о непростой жизни дьявола. С ними Кейв дебютировал в прошлом году в Брюсселе, а недавно его работы показали в Нидерландах, в Музее Ворлинден, на выставке «Ник Кейв. Дьявол. Сцены из жизни». Вместо традиционного выставочного каталога Кейв написал короткий рассказ, проиллюстрировав его фотографиями своих работ.

Ник Кейв: «Моя керамика для меня — это вопрос жизни и смерти»

Керамическая скульптура на выставке «Ник Кейв. Дьявол. Сцены из жизни». 2025. Фото: Thomas Merle/Xavier Hufkens galleries

Почему вы вдруг решили заняться керамикой?

Не могу сказать, что вдруг, потому что это зрело внутри меня уже давно. Для меня это своего рода возвращение к изобразительному искусству, которое я забросил в 20 с небольшим лет, недоучившись в художественном колледже, хотя меня к этому всегда тянуло. Меня отчислили со второго курса, но не потому, что мои работы были слабыми, а из-за плохого поведения и прогулов.

Я много лет собираю стаффордширский фарфор, точнее, статуэтки. Очень люблю эти вещицы. Это не картины за миллионы, их легко можно найти в антикварных лавках или на блошиных рынках. И они оказались у меня перед глазами, когда я сидел за рабочим столом. Во время пандемии нам всем пришлось побездельничать, нам тогда будто разрешили делать то, что мы обычно не делали. Так вот, я сидел и глазел на одну из статуэток и вдруг меня осенило: я могу сделать такую же.

В подростковом возрасте я лепил маленькие фигурки из глины, и моя мама их обожала. Взрослые говорили: это явный знак, что у этого ребенка — а я был одним из четырех детей в семье — есть талант.

Ник Кейв: «Моя керамика для меня — это вопрос жизни и смерти»

Ник Кейв. «Дьявол едет на войну». 2020–2024. Фото: Thomas Merle/Xavier Hufkens galleries

А мама сохранила ваши детские работы?

Да. Они всегда были рядом с ней. Она ушла от нас во время пандемии. В свои 92 года она хранила мои детские поделки около любимого кресла. Эти статуэтки были ей очень дороги. Так что да, в моем новом хобби есть элемент сентиментальности и ностальгии, но в основном я просто подумал: «Черт, ну не так уж и сложно сделать такую штуку самому».

При этом в скульптуру я пришел безо всяких амбиций. Мне совершенно не хочется быть музыкантом, который вдруг решил, что может стать великим художником. Это ужасно, ужасно…

Ну, не вы первый, не вы последний. У всех получается с разной степенью успеха.

Да, именно. Поэтому я не хотел.

Помимо Стаффорда, были ли другие направления скульптуры, другие художники, которые вас вдохновляли?

Да, конечно, были вещи, были художники, которые задали для меня ориентиры, особенно в глазуровании. Одним из первых для меня стал Эдвард Мунк. Он очень четко использовал в работах цвет, доводя его символичность почти до детской категоричности. Красный у него — это всегда насилие, зеленый — зависть. Когда смотришь на картину Мунка, не остается других интерпретаций. И мне очень хотелось, чтобы каждый цвет, который я использовал, был тоже символически нагружен с этой очевидной, детской простотой.

Ник Кейв: «Моя керамика для меня — это вопрос жизни и смерти»

Ник Кейв. «Дьявол возвращается с войны». 2020–2024. Фото: Thomas Merle/Xavier Hufkens galleries

Вы подходили к созданию работ так же методично, как к написанию песен? Каждый день ездили в студию?

Само собой. Каждое утро вставал, ехал в Кэмбервелл (район на юге Лондона. — TANR) и работал там… В итоге процесс растянулся почти на два года. Мой агент мне твердил: «Что за фигню ты творишь?» А я ему: «Знаешь, я подался в керамисты». С его точки зрения, это был не самый удачный способ убить два года жизни… Но, как бы то ни было, меня затянуло. Это действительно оказался незакрытый гештальт.

Вы как-то сказали о том, что концерт, выступление на сцене — это почти трансцендентный опыт общения с аудиторией. В музыке и в вашем блоге вы напрямую общаетесь с людьми. А с керамикой как это получается?

Общее у этих процессов есть. Ну, прежде всего это то, что моя скульптура абсолютно искренна. В ней нет иронии, сарказма. На мой взгляд, в ней нет и китча. И она пытается помочь мне разобраться в жизни, вытянуть меня со дна. Точно так же, как и на моих концертах. Они — то, чем кажутся: по сути, для меня все это — дело жизни и смерти. Творчество мне жизненно важно для того, чтобы попытаться понять, что со мной происходит.

Ник Кейв: «Моя керамика для меня — это вопрос жизни и смерти»

Ник Кейв. «Дьявол истекает кровью». 2020–2024. Фото: Thomas Merle/Xavier Hufkens galleries

Дьявол в вашей скульптуре очень очеловеченный, этому малому почти сочувствуешь. Вы говорили, что выбрали этого героя из-за особого красного оттенка глазури, который вам понравился.

Когда делаешь выбор, происходят самые разные вещи. Но, по сути, первоначально я задумал использовать именно этот красный. Я сделал серию рисунков шалящего дьяволенка и подумал: «Ого, вот что можно сделать». И тут же забыл о том, что керамика — это вазочки и всякие финтифлюшки. Я начал лепить маленьких персонажей. Это казалось отличной идеей, и я даже не задумывался, что получился черт. Для меня это был просто паренек с рогами.

Каждая новая фигурка создавала дополнительный смысл. Повествование разворачивалось. История обрастала деталями, и потом я решил вернуться к самому началу жизни героя, к его рождению. Одновременно другие традиционные статуэтки из моей коллекции навели меня на мысль о повествовании. Я задумался: «А почему бы этому черту не пойти на войну? Надо его посадить на лошадь». В стаффордширской традиции многие статуэтки — всадники; это различные исторические персонажи, скачущие верхом. «Я сделаю так же», — подумал я. И вот мой чертик уходит на войну, а я рассуждаю: «А почему он не возвращается?» Так и изменился мой дьявол. После торжественного отбытия на войну и похода через цветочные поля он возвращается домой, минуя реки крови, уже сломленным человеком. Так что история просто стала объемной, обросла смыслами, превратившись в более личную.

Ник Кейв: «Моя керамика для меня — это вопрос жизни и смерти»

Ник Кейв. «Дьявол в детстве» и Последний танец дьявола». 2020–2024. Фото: Thomas Merle/Xavier Hufkens galleries

Моя фигурка, которая больше всего похожа на классическую стаффордширскую, — это убийство ребенка. В стаффордширском фарфоре есть жанр религиозных статуэток, изображающих библейские сцены. Например, Авраам, убивающий Исаака. Я подумал: «Ну, надо сделать». И вдруг это эхом отозвалось во мне, став частью истории, которая была шокирующе близка и теперь замкнулась на самой себе, потому что я сам потерял ребенка. И тут хобби мое обрело более загадочный, мистический смысл, как и скульп­туры. Потом образы стали выстраиваться в голове по порядку, один за другим. То была попытка отрефлексировать мою черную полосу — по-другому, как я еще по какой-то причине не сделал этого в музыке.

В конце концов получилось некое рассуждение о вине и прощении, спровоцированное гибелью моего сына. Это было то, до чего я никак не мог дойти в своих песнях. И для меня это стало чем-то еще более личным.

В вашей серии ребенок прощает дьявола. Важен ли для вас этот акт прощения?

Думаю, да. Я не знаю, насколько вы хотите углубляться в тему, но проблема в том, что в таких вещах нет возможности настоящего прощения. Так происходит, когда вы теряете близкого человека, а у вас остаются незавершенные дела с ним — и они всегда остаются, когда вы кого-то внезапно теряете. Такова природа.

Мне кажется, я смог выразить свою тоску по этому поводу и хотя бы в моих работах я прощен: маленький мальчик наклоняется и протягивает руку старику, лежащему на дне. Это действительно красиво и важно, это то, над чем я готов задуматься. Вот что я имел в виду, говоря о том, что эта скульптура — дело жизни и смерти.

Ник Кейв: «Моя керамика для меня — это вопрос жизни и смерти»

Ник Кейв. «Дьявол в раскаянии». 2020–2024. Фото: Thomas Merle/Xavier Hufkens galleries

Я не отношусь к моему новому увлечению легкомысленно. Искусство для меня — это способ (в частности, в музыке) формировать мою жизнь, причем так, что я буквально не представляю, как это сделать вне искусства. Я не знаю, как это происходит.

И создание керамики в этом плане для меня очень похожий процесс. Разница в том, что я могу стоять перед своими скульптурами, смотреть на них, видеть их, думать о них. Между ними происходит взаимообмен. В то время как музыка, песни — это абстрактные, невидимые вещи.

Британский художник Томас Хаусиго, мой близкий друг, всегда говорил, что скульп­туры беззащитны: они просто стоят, а люди высказывают мнения о них, судят их, и они вынуждены принимать это. Так что мои маленькие фигурки очень уязвимы. Если они кому-то не нравятся… ну, меня это заденет. А вот если кому-то не нравятся мои песни, то мне вообще все равно. 

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ