150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара

0 167

150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара

Клод Моне. «Маки». 1873.

Фото: Musée d'Orsay

Содержание:

В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство

В искусстве не бывает совпадений. В апреле 1874 года, когда в Париже открылась выставка, во время которой родится сам термин «импрессионизм», в городе уже несколько месяцев находился один русский живописец. Он с большим опозданием реализовал свое право на пенсионерскую поездку от Императорской академии художеств и не без трепета на целый год снял мастерскую в столице мирового искусства того времени. Этого художника звали Илья Репин. Автор «Бурлаков на Волге» искренне симпатизировал новой школе, выделяя работы Эдуарда Мане. В том же 1874 году в Париж привезли талантливого девятилетнего мальчика, поучиться рисованию у Ильи Ефимовича. Мальчика звали Валя Серов.

Пройдет всего два года, и Репин напишет картину «На дерновой скамье», где главными персонажами станут не многочисленная родня художника, а зеленая трава и солнечные блики на земле: именно на них художник фокусирует внимание зрителя. Еще через 12 лет Валентин Серов, окончивший ту же петербургскую Академию художеств, создаст «Девушку, освещенную солнцем» (1888). Павел Третьяков купит ее для своей галереи, и будет скандал: как можно, на лице модели — пятна, признаки «французской болезни»! А позже картина войдет в хрестоматии по русскому искусству.

150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара

Илья Репин. «На дерновой скамье».

Фото: Государственный Русский музей

Время знакомства русского зрителя с импрессионистами известно с точностью до минуты. В полдень 12 ноября 1896 года император Николай II открыл в Санкт-Петербурге большую выставку французского искусства. «Купил две картины», — заметил самодержец в дневнике. Конечно, царь приобрел привычный «салон». Но на выставке, на самых выгодных местах, были размещены «Стог сена на солнце» Клода Моне и «Источник» Огюста Ренуара; там же были Альфред Сислей и Эдгар Дега.

Тогда, в 1896-м, дипломированный юрист Василий Кандинский увидел «Стог сена на солнце» и решил заняться искусством. Через два десятка лет он так сформулировал свои давние впечатления: «Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей… Но глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины».

До русского авангарда оставался один шаг.

Константин Коровин решил этот шаг не делать. В 1911 году он напишет портрет Федора Шаляпина, уловив впечатление от вальяжного господина в белом костюме, освещенного ярким крымским солнцем. Эманация этой картины окажется настолько сильной, что такой образ навсегда привяжется к великому певцу. Тогда же Коровин создаст пейзаж «Бульвар Капуцинок» — оммаж импрессионистам в квадрате. Он не только следовал импрессионистическим приемам Моне, когда человек превращается в мазок кисти, но и выбрал именно тот бульвар, где состоялась первая выставка импрессионистов.

150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара

Клод Моне. «Сорока». 1869. (Клермон-Ферран).

Фото: Musée d'Orsay

В советской живописи, если перефразировать известное изречение, поскреби любого соцреалиста — найдешь импрессиониста. Ученик Коровина портретист Александр Герасимов как-то под впечатлением от прошедшего ливня за три часа создал пейзаж «Мокрая терраса» (1935). По признанию самого автора, картина вызывала у публики куда больший интерес, чем его портреты. И даже в правительственном заказе, который получил в народе название «Два вождя после дождя», художник как бы невзначай, как заправский импрессионист, пишет мокрый асфальт. В 1937 году Юрий Пименов, еще недавно никак не замеченный в пристрастии к импрессионизму, пишет «Новую Москву»: девушка за рулем шикарного кабриолета стремительно разрезает по расширенному Охотному Ряду прозрачный воздух советской столицы. Наконец в 1950-х, на склоне лет, Игорь Грабарь, отягощенный званиями и знаниями, создаст «Зимний пейзаж», вспомнив, как на рубеже веков увидел в Париже картины импрессионистов и получил «безоговорочно покоряющее» впечатление. Под ним и живем до сих пор.

Эрмитаж: зал для двоих

По словам Ольги Леонтьевой, куратора проекта, научного сотрудника отдела западноевропейского изобразительного искусства, Государственный Эрмитаж стремился сделать выставку-событие. Этим определяются время и место действия. Выставка откроется в зале Клода Моне, лидера импрессионистов, почти день в день с той самой парижской, 150 лет спустя, 27 апреля. Зал расположен в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного штаба. На бордовом фоне, как полтора века назад, представлены всего две картины. Обе участвовали в легендарной выставке 1874 года. Других произведений с того показа в России нет, зато у каждой из этих двух — своя история.

150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара

Клод Моне. «Бульвар Капуцинок в Париже». 1873.

Фото: ГМИИ имени А.С.Пушкина

«Бульвар Капуцинок в Париже» (1873) Моне Эрмитаж одолжил у Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Картина была создана в том самом ателье парижского фотографа Надара, где проходила выставка, это вид из панорамного окна ателье. Она сразу привлекла внимание журналиста Луи Леруа. В критической статье о выставке он привел слова одного зрителя: «Неужели, переходя бульвар, я превращаюсь в мазок?!» Это превращение обозначило переворот в искусстве, которое было антропоцентричным на протяжении тысячелетий.

«Городской парк в Понтуазе» (1873) Камиля Писсарро изображает прогулку детей в местном парке. Картина сочетает пейзаж и жанровую сцену. В центре композиции — дочь художника Жанна-Рашель, она умерла в девятилетнем возрасте за неделю до открытия выставки.

150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара

Камиль Писсарро. «Городской парк в Понтуазе». 1873.

Фото: Государственный Эрмитаж

Картина «Бульвар Капуцинок в Париже» была куплена в 1907 году Иваном Морозовым у маршана Поля Дюран-Рюэля; прежде она принадлежала Жан-Батисту Фору, композитору и коллекционеру. Полотно «Городской парк в Понтуазе» находилось в собрании немецкого коллекционера Отто Кребса и относится к так называемому перемещенному искусству, которое попало в СССР после 1945 года. Впервые картина была показана публике через 50 лет на выставке «Неведомые шедевры».

Экспозицию сопровождают стенды с подробной информацией о зарождении импрессионизма, когда художники впервые научились передавать свои впечатления от солнечного света и от людей, которые радуются жизни как вечному празднику.

ГМИИ им. А.С.Пушкина: свежий взгляд на импрессионистов

Пушкинский музей, где также хранится внушительная коллекция импрессионистов, по случаю 150-летия их первой выставки подготовил специальную программу «Бульвар капуцинок. От Надара до Люмьера».

150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара

ГМИИ им. А.С.Пушкина владеет внушительной коллекцией импрессионистов.

Фото: ГМИИ имени А.С.Пушкина

«В то время фотографов, кинематографистов и художников-импрессионистов интересовали схожие сюжеты: к примеру, и братья Люмьер, и Клод Моне запечатлевали прибытие поезда, а одни и те же городские виды попадали как в фотообъектив, так и на полотна импрессионистов. Можно сказать, что революция в искусстве конца XIX века в равной мере ассоциируется с живописным импрессионизмом, черно-белой фотографией и динамичной картинкой раннего кино. Но как влияли друг на друга эти виды искусства в то время? И в каких отношениях находились те, кто вершил художественную революцию?» — говорят организаторы.

Разобраться с этим можно до 15 мая на специальных лекциях и экскурсиях, причем они подготовлены не только для взрослых, но и для детей.

Музей Орсе: общий сбор

Первая выставка импрессионистов открылась в Париже 15 апреля 1874 года, и 150-летие этого события Музей Орсе, обладающий лучшей в мире коллекцией их искусства, отмечает этой весной большой юбилейной экспозицией. В нее вошли 130 картин, большинство из которых были представлены на той исторической выставке.

Когда Анонимное общество художников, живописцев, скульпторов и граверов заявило о себе показом 1874 года, слова «импрессионизм» еще не существовало. Его впервые использовал в уничижительном смысле критик Луи Леруа, говоря о картине Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872). Полотно, привезенное из находящегося в другой части города Музея Мармоттана — Моне, стало одним из главных экспонатов выставки в Орсе.

150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара

Эдуард Мане. «Бал-маскарад в Опере». 1873.

Фото: National Gallery of Art, Washington

Мы часто забываем, что в экспозицию, которая теперь известна как первая выставка импрессионистов, вошли очень разные произведения. Многие участники не оставили следа в истории искусства. Из трех десятков художников знаменитыми стали лишь семеро: Эдгар Дега, Клод Моне, Берта Моризо, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и Альфред Сислей. Именно они начали революцию в искусстве, выбирая свободный и неформальный стиль и работая на пленэре, чтобы уловить игру света. Мало кто из посетителей мог вообразить, насколько популярным станет импрессионизм и к каким изменениям он приведет.

Музей Орсе и Национальная художественная галерея в Вашингтоне — куда экспозиция отправится в сентябре — приложили огромные усилия, чтобы получить во временное пользование ключевые экспонаты той самой выставки. В их числе «На скачках в провинции» (около 1869, Музей изящных искусств, Бостон) Дега, «Бульвар Капуцинок» (1873–1874, Художественный музей Нельсона — Аткинса, Канзас-Сити) Моне, «Июньское утро, Понтуаз» (1873, Государственный кунстхалле Карлсруэ) Писсарро и «Ложа» (1874, Галерея Курто, Лондон) Ренуара.

150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара

Камиль Писарро. «Июньское утро, Понтуаз». 1873.

Фото: Staatliche Kunsthalle

В наше время импрессионизм все чаще видится как весьма устаревшее искусство, уступившее место последовавшим за ним измам. Поэтому кураторы поставили перед собой задачу заново проанализировать его революционное влияние в свете новых исследований. Слово директору Музея Орсе Кристофу Лерибо: «Мы предложим зрителям лично погрузиться в это знаковое время, ставшее переломным для истории искусства, и понять, как появился импрессионизм и в чем заключается его радикальность».

Выставка, что называется, обречена на успех — в этом нет сомнений. Если экспозицию 1874 года посетило 4 тыс. человек, то в этом году совокупное количество желающих посмотреть импрессионистов на обеих площадках, скорее всего, перевалит за миллион.

Выставки импрессионистов во Франции

По случаю громкого юбилея Музей Орсе щедро одалживает региональным музеям страны картины из своей коллекции импрессионистов — богатейшей в мире. Около 180 произведений, которые не попали на флагманскую выставку в Париже, отправились в более чем 30 городов Франции. Перечислим лишь некоторые.

Бордо
Музей изящных искусств
«Сезон импрессионистов (1874–2024)»
До 10 июня
musba-bordeaux.fr

Постоянную коллекцию дополнили два выдающихся гостя: «Балкон» (1868–1869) Эдуарда Мане из Музея Орсе и «Хижина таможенника. Послеполуденный эффект» (1882) Клода Моне, предоставленная местным Национальным таможенным музеем

Клермон-Ферран
Музей Роже Кийо
«Снег»
До 30 июня
clermontmetropole.eu

Остроумная концепция выставки, посвященной одной ослепительной теме, которая более чем уместна в связи с практически полным отказом юбиляров от черного цвета. Отправная точка и главный хит экспозиции — знаменитая «Сорока» (1869) Клода Моне.

Лилль
Дворец изящных искусств
«Моне в Ветёе. Времена жизни»
11 апреля – 23 сентября
pba.lille.fr

Шесть полотен, написанных Клодом Моне в разные годы в деревне Ветёй, впервые собраны в одной экспозиции. Четыре приехали из Музея Орсе, два — местные.

Ницца
Музей изящных искусств Жюля Шере
«Берта Моризо в Ницце, место встречи импрессионистов»
5 апреля – 29 сентября
musee-beaux-arts-nice.org

Произведения Берты Моризо, созданные ею во время двух поездок в Ниццу, в 1881–1882 и 1888–1889 годах, впервые собраны из коллекций со всего света и сопоставлены с картинами Клода Моне, Огюста Ренуара, Евы Гонсалес и других авторов, творивших на Ривьере.

Туркуэн
Музей изящных искусств Эжена Леруа
«Изобразить природу. Импрессионистические пейзажи Музея Орсе»
До 24 июня
muba-tourcoing.fr

57 первоклассных пейзажей Пьера Боннара, Поля Гогена, Гюстава Кайботта, Клода Моне, Камиля Писсарро, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Синьяка и Альфреда Сислея — любой музей мира гордился бы таким собранием в постоянной экспозиции. Настоящая антология пейзажной живописи импрессионизма. И все они приехали на север Франции из Музея Орсе.

Санкт-Петербург
Государственный Эрмитаж
«К 150-летию Первой выставки импрессионистов»
27 апреля – 21 июля

Париж
Музей Орсе
«Париж-1874. Изобретение импрессионизма»
До 14 июля

Источник: www.theartnewspaper.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.